Иммерсивный спектакль в «Эрарте» для компании OCS. Как это было.

И сделать нужно не просто спектакль, а иммерсивный, то есть создающий эффект присутствия и полного погружения в постановку. В таком театре актеры свободно перемещаются среди зрителей и взаимодействуют с ними, а действие разворачивается не на одной сцене, а где угодно — в нашем случае, в залах музея современного искусства «Эрарта». Ко всему прочему, как всегда, есть несколько важных ограничений: 50 зрителей, три недели на подготовку, 5 актеров и всего 3 репетиции. 

Иммерсивный театр от My White Label в «Эрарте» from mywhitelabel on Vimeo.


Почему «Мастер и Маргарита»? Потому что в «Эрарте» нужно делать историю про современное искусство, а ироничный Булгаков и его «Рукописи не горят!» и узнаваемые герои подходят как нельзя лучше. Мы отказались от религиозной и ершалаимской темы в романе, оставили только 5 героев и перенесли их в современный Петербург. Воланд стал демоническим владельцем галереи и арт-продюсером, Мастер — в прошлом неудачливый художник, а сейчас — звезда современного искусства и король инсталляций из пластиковых пакетов, Маргарита — возлюбленная Мастера, которая заключает договор с Воландом и становится художницей-акционисткой. И Бегемот с Фаготом — ведущие фарсового ток-шоу, которые отвечают за абсурд и шуточки и направо-налево цитируют булгаковский текст. Нам хотелось сделать легкую и ироничную постановку, в которой, тем не менее, удалось бы затронуть довольно серьезные темы (про соперничество в паре, про роль женщины в современном обществе (Маргарита больше не следует за Мастером, а занимается собой), про то, почему современное искусство иногда такое странное и как с ним быть обычному зрителю?

Самым трудным, пожалуй, было сконструировать нелинейное повествование, то есть сделать так, чтобы действие разворачивалось параллельно, а зрители следовали за разными героями и становились свидетелями разных событий. Логистика в таком случае должна быть супер-четкой, а малейшие нарушения в тайминге перемещений одного артиста или группы чреваты задержками всех остальных групп. 

А вот с актерами нам повезло. Наша прекрасная Маргарита — старая знакомая Вера Егорова, драматическая актриса и солистка The Big Buddy Band, Бегемот, Антон Красиков — коллега Веры по ансамблю, молодой актер и музыкант, Воланд — актер театра на Литейном Егор Закреничный (лучшего Воланда желать нельзя, правда), Мастер — Алишер Умаров, тоже актер, тоже музыкант, тоже старый друг и тоже прекрасен, и Фагот — Саша Ланин, организатор и постоянный участник всех наших затей.

Сотрудники и партнеры OCS провели в «Эрарте» целый день — с утра началась бизнес-часть, потом был обед и тренинг актерского мастерства, а после — наш спектакль. Завершился вечер балом Воланда — то есть банкетом и выступлением The Big Buddy Band. 

Но приключения с Воландовской свитой на этом не закончились, и на следующий день, во время ничего не предвещающей экскурсии по морозному Петербургу, группу встретили Фагот и Бегемот и завели в свою любимую рюмочную, ну а после группа отправилась в ресторан к Мастеру, который бросил искусство и стал преуспевающим ресторатором.

Булгаков был бы доволен :)